FDA выразило обеспокоенность случаями приобретения в сети Интернет контрафактных или не получивших одобрения средств для лечения гриппа. В рамках усилий по защите здоровья потребителей FDA напоминает, что не существует ОТС-препаратов для профилактики и лечения гриппа. Потребители должны знать, что без рецепта врача или уполномоченного специалиста здравоохранения отпускаются средства для снижения температуры, облегчения болей в мышцах и других симптомов, связанных с гриппом.
Регулятор напоминает, что необходимо избегать продуктов для профилактики и лечения гриппа, предлагаемых в сети Интернет. Они не проходили экспертную оценку и одобрение регулятора.
Заявление регулятора связано с тяжелым сезоном гриппа в США. Как отметил комиссар FDA Скотт Готтлиб, в этом году грипп затронул миллионы людей по всей стране, привел к рекордному числу госпитализаций. Поскольку сезон гриппа продолжается, есть опасения о продвижении контрафактного товара недобросовестными покупателями.
FDA информирует, что следующие утверждения продавца могут служить указанием, что продукт для лечения гриппа является контрафактным:
- - уменьшает тяжесть и продолжительность гриппа;
- - естественным образом повышает иммунитет без вакцинации от гриппа;
- - безопасная и эффективная альтернатива вакцине против гриппа;
- - предотвращает заражение гриппом;
- - эффективное лечение гриппа;
- - более быстрое выздоровление от гриппа;
- - поддерживает естественную иммунную защиту вашего организма для борьбы с гриппом.
FDA предупреждает, что задержка в постановке диагноза и получении адекватного лечения может привести к тяжелым поражениям или смерти.
FDA просит избегать интернет-аптеки, которые:
- предоставляют возможность покупать Rx-препарат без рецепта;
- не имеют лицензированного фармацевта для ответов на вопросы покупателей;
- предлагают очень низкие цены, которые кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой;
- расположены за пределами США.
FDA рекомендует покупать лекарственные Rx-препараты в местной или интернет-аптеке, которая требует рецепт от врача или другого уполномоченного специалиста здравоохранения, имеет лицензию, выданную Управлением фармации штата.
Источник: ФАРМВЕСТНИК
ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖ ОТС-(безрецептурных) ПРЕПАРАТОВ:
В данной статье мы рассмотрим рынок и тактику работы именно с ОТС-медикаментами, так как эта категория препаратов обеспечивает наибольший объем продаж как аптек, так и фармацевтических компаний-производителей, а количество проданных упаковок ОТС составляет более половины от всех продаж медикаментов в стране. Величину данного сегмента фармацевтического рынка не только России, но и других стран могут иллюстрировать следующие цифры: к примеру, за год в Великобритании продается только анальгетиков класса ОТС на сумму 229 млн. ф.с., а витаминов - более чем на 63 млн. ф.с. (IMS UK. 1998). Поэтому изучение спроса и клиентуры данного сегмента фармацевтического рынка имеет кардинальное значение для успешного бизнеса.
Как известно, большинство препаратов, представленных на мировом фармацевтическом рынке, подразделяется на следующие категории:
- так называемые этические (рецептурные, RX) препараты - медикаменты, которые отпускаются только по назначению врача;
- госпитальные препараты, используемые, как правило, в стационарах (плазмо- и кровезаменители, препараты для химиотерапии и т.п.);
- безрецептурные (или ОТС) препараты, имеющиеся в свободной продаже без специфических рекомендаций врача.
На какие же группы клиентов фармацевтической компании оказывают влияние препараты ОТС?
ВРАЧИ. Как будет показано ниже, подавляющее большинство врачей работают с данной категорией медикаментов в силу тех или иных причин (необходимость симптоматической терапии, перекладывание ответственности на пациента и пр.). Препараты ОТС являются весьма значимой по объему частью арсенала медикаментозных средств современного врача.
ДИСТРИБЬЮТОРЫ. Постольку фармацевтические дистрибьюторские компании являются коммерческими учреждениями, жизненно заинтересованными в поддержании и увеличении уровня своих продаж. Так как препараты ОТС в большинстве относительно недороги, широко рекламируемы и быстро продаваемы, то дистрибьюторские компании охотно и помногу производят их закупки, что является очень значимым для компаний-производителей.
ПАЦИЕНТЫ. Как показали многочисленные социологические опросы, большинство населения в случае того или иного недомогания предпочитает заниматься самолечением, оставляя визит к врачу в качестве последнего средства. В силу этого население в огромных количествах (48-51% всех продаж медикаментов или более 1,5 млрд. долл. в год) покупает именно препараты для симптоматической терапии. Кроме этого, известно, что 25% населения постоянно лечатся сами, а аптеки в России ежедневно посещают около 6 млн. человек (большинство из которых помимо рецептурных препаратов покупают и ОТС), следовательно, и для этой категории клиентов препараты ОТС являются высокозначимыми.
Наличие розничной продажи. Розничная продажа в аптеке представляет реализацию помимо медикаментов и парафармацевтической продукции (средства санитарии и гигиены). Подобная продажа является прибыльной за счет довольно высокого оборота, и аптека ни в коем случае не может отказаться от нее в пользу продажи медикаментов, несмотря на то, что реализация требует и соответствующих торговых площадей. Из этого вытекает и третья особенность продаж в аптеке.
Последнее особенно важно при продаже ОТС препаратов, т.е. более половины подобных покупок совершается после консультации с работником аптеки (провизором или фармацевтом). При недостаточном знании персоналом особенностей все увеличивающегося ассортимента медикаментов будет нереальным и осуществление основной потребности - роста продаж и получение прибыли.
Таким образом, продажи в аптеках обладают рядом особенностей, обусловленных специфически взаимосвязанными потребностями подобных учреждений.
Итак, продажа препаратов ОТС является одним из основных источников успешного функционирования аптечных учреждений (аптек, киосков, аптечных магазинов и пунктов). Ниже приводятся данные маркетинговых исследований, проведенных с целью выяснения роли и влияния данной группы препаратов на потребительский спрос и возможности его повышения.
Прежде всего был выяснен характер назначения врачами препаратов ОТС: оказывается, что 98% участковых терапевтов и специалистов еженедельно назначают медикаменты ОТС. При этом 68% из них рекомендуют генерическое название (парацетамил, ацетилсалициловая кислота, антацид и др.), а 32% - известную ("раскрученную") торговую марку-брэнд ("Тайленол", "Маалокс"). Тем не менее, несмотря на повышающийся образовательный уровень российских врачей, 26% из них, при рекомендации пациенту ОТС препарата, советуют дополнительно (по брэнду) проконсультироваться в аптеке, что подчеркивает важнейшую роль работников аптечных "учреждений в стратегии и тактике продвижения лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке.
Проведенные в 1998 г. исследования показали, что наиболее часто врачи рекомендуют ОТС препараты при следующих состояниях (по убывающей):
- простудные заболевания;
- головные боли;
- миалгии;
- сенная лихорадка.
При экстраполяции эпидемиологической частоты данных заболеваний на количество населения РФ можно сделать вывод о том, что практически любой человек является или постоянным, или эпизодическим потребителем ОТС продукции, что, в свою очередь, при правильно выбранной тактике продвижения открывает широкие перспективы продаж данных препаратов.
Почему же врачи предпочитают во многих случаях назначать ОТС? По результатам проведенных опросов, эти причины можно сгруппировать следующим образом:
1. Экономия времени врача (желание снизить число визитов) - зачастую перегруженные работой участковые врачи назначают именно симптоматическую терапию, в том числе и препаратами ОТС.
2. Экономия денег пациентов. Особенностью современного российского здравоохранения является забота врача о кошельке пациента ("Для моих пациентов этот препарат слишком дорогой!"). Препараты ОТС в ценовом отношении зачастую дешевле таковых рецептурной группы, поэтому в условиях экономической нестабильности и назначаются чаще.
3. Перекладывание ответственности на пациента.
4. Рост образовательного уровня современного врача. В последние годы многими государственными и коммерческими учреждениями (фарм. компании SKB, Рон-Пуленк Рорер, Organon и др.) проводится целый ряд образовательных программ для медработников. В рамках этих образовательных программ проходят семинары, посвященные научным тенденциям и последним достижениям в различных областях медицины. Проведение подобных мероприятий дает возможность врачам осознанно расширять арсенал применяемых медикаментозных средств.
Рассмотрев предпочтения врачей в плане рекомендации ОТС препаратов, следует обратить внимание и на предпочтения потребителей данной продукции, т.е. пациентов.
Проведенные опросы продемонстрировали, что среди потребительских приоритетов лидируют такие показатели, как:
- безопасность препарата (т.е. отсутствие негативного воздействия на органы и системы организма - другими словами, отсутствие осложнений);
- эффективность (т.е. быстрота наступления желаемого действия);
- приемлемость (удобная упаковка, наличие дополнительных приспособлений для применения, органолептические свойства, простота схемы приема, отсутствие побочных эффектов);
- дешевизна (в немалой степени это обусловлено тем, что в нашей стране западный принцип "цена - показатель качества" не всегда верен);
- известность препарата.
При покупке препарата ОТС немаловажной, конечно, является рекомендация врача, так как именно врач часто рекомендует симптоматическую терапию. Следующей побудительной причиной является результат внушения (как правило, это телевизионная и печатная реклама), и чем чаще подобное внушение происходит, тем чаще рекламируемый препарат покупается (законченное воздействие рекламы, т.е. покупка рецептурных препаратов не превышает 10-16% целевой группы, так как в основе их приобретения - прежде всего рекомендация именно врача). К сожалению, в нашей стране нет строгих этических ограничений по рекламе фармацевтической продукции, поэтому доверие населения к подобному виду продвижения в значительной мере подорвано. Тем не менее сегодня именно телевизионная реклама, несмотря на ее дороговизну, является наиболее эффективным средством промоции ОТС препаратов (28-33% покупок).
Под названием "другие" в схеме обозначен ряд дополнительных стимулов к приобретению именно определенного брэнда препарата. Сюда относятся личный опыт применения лекарства, рекомендации друзей и знакомых.
Следующим и наиболее значимым моментом в покупке ОТС препарата является рекомендация (или подтверждение ранее сделанного выбора) работником аптеки. В ситуации, когда покупатель спрашивает фармацевта "что-нибудь от головной боли", именно эта рекомендация будет решающей. Именно так, по статистическим данным, покупается до 65% ОТС препаратов. Более того, если, к примеру, покупатель интересуется конкретным брэндом, а фармацевт или провизор предлагает взамен другой препарат как более эффективный, в большинстве случаев будет куплен именно препарат, рекомендованный работником аптеки.
20.03.2018