Будем надеяться, что эпидемия COVID 19 приближается к концу (перекур завершается), и нам пора решить, продолжаем ли мы ползти черепашьими темпами с периодической демонстрацией медорганизаций-ударников (в редких случаях – регионов-ударников) или, все-таки, выведем всю страну на уровень, соответствующий нашему интеллекту и реальным возможностям.
Я думаю, что российскими разработчиками созданы решения абсолютного большинства задач, необходимых для создания ЕГИСЗ, выполнения Национального проекта «Здравоохранение» и Майских указов Президента в области цифрового здравоохранения (ЦЗ). Однако то, что мы наблюдаем в окружающей нас действительности, совершенно не соответствует колоссально затраченным средствам. Главные причины лежат в сфере управления и оценки достигнутых результатов:
Что и почему не работает?
- Достигнутые результаты совершенно не соответствуют затраченным средствам - около 50 млрд. руб. в 2011-2019 годах.
- Практически вся активность сводится к созданию инфраструктуры, а не к достижению целей, значимых для работников здравоохранения и пациентов. Очень мало сделано для создания компьютерных систем, которые могут быть использованы для развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи, борьбы с сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями.
- Отсутствует полноценная электронная медицинская карта, что в принципе исключает переход к электронному документообороту. На сегодняшний день цифровизация не облегчает работу врача, а затрудняет ее.
- Нормативная база цифрового здравоохранения совершенно неудовлетворительна.
- В результате отказа от разработки единых «правил игры» и перекладывания ответственности на регионы создается не единая система, а множества региональных не очень совместимых между собой сегментов.
- Отсутствует система мониторинга создания и развития ЕГИСЗ, в результате чего отсутствуют реальные данные о состоянии и перспективах развития системы. Исключена возможность аналитики и прогнозирования.
- На разработаны типовые требования к подавляющему большинству классов медицинских информационных систем. Отсутствуют методики объективной оценки соответствия используемых систем установленным требованиям.
- Практически не тиражируется удачный опыт регионов, медорганизаций, фирм-разработчиков. Бесконечное «изобретение велосипедов».
- Отсутствие серьезной работы по стандартизации и информационной совместимости (интероперабельности) фактически парализовало создание комплексной и быстро развивающейся системы.
- У значительной части медиков сформировалась стойкая убежденность, что компьютерщики (если не все, то, уж, точно - многие) – либо идиоты, либо прохвосты, имеющие единственную цель – ободрать здравоохранение, всучив некачественные программы за огромные деньжищи.
- Полное игнорирование мнения профессионального сообщества. Ликвидированы каналы обратной связи для анализа реальной информации о состоянии цифровизации.
- Подавляющая часть проблем связана не с недостатками финансирования, а с крайне низким качеством управления в этой сфере.
Первоочередные меры по выходу из кризисного состояния
Предлагаем Минздраву России развернуть программу сотрудничества по выходу из кризиса. Без выполнения нижеуказанных действий подавляющее большинство благих идей и розовых замыслов будет неминуемо провалено либо выполнено на низком уровне, о чем однозначно свидетельствует опыт последних десяти лет. АРМИТ готова принять активное участие в этой работе и предоставить министерству доступ к информационным ресурсам Ассоциации.
Цена реализации предлагаемых решений минимальна по сравнению с теми средствами, которые бездарно и практически безрезультатно тратятся сегодня.
В случае принятия предлагаемой программы действий:
- в течение 6 месяцев можно навести порядок в управлении ЦЗ,
- через год практическое здравоохранение увидит явные положительные результаты
Безусловно, это далеко неполный перечень того, что должно быть сделано. Но без этого не обойтись.
- Изменение системы управления и подготовки принятия управленческих решений в сфере цифрового здравоохранения.
- Немедленно возобновить работу Экспертного совета Минздрава по вопросам использования ИТ в системе здравоохранения. Принятие нового положения об Экспертном совете (он практически готов). Создание механизмов постоянного взаимодействия Минздрава и экспертного сообщества.
- Подготовить и провести встречу Министра здравоохранения М.А.Мурашко и заместителя министра по цифровому здравоохранению П.С.Пугачева с представителями профессионального сообщества с целью выработки согласованной программы действий.
- Разработка программы приоритетных задач
- Разработать перечень первоочередных конкретных задач цифрового здравоохранения, в первую очередь существенно важных для пациентов и медицинских работников, с обязательным указанием сроков, проверяемых целевых показателей и методов контроля. Перейти от бесконечной имитации совершенствования инфраструктуры ЕГИСЗ к решению действительно необходимых задач. Учет предложений профессионального сообщества по выполнению Национального проекта «Здравоохранение» и майских Указов Президента Российской Федерации, в сфере цифровизации.
- Выделение Миздравом России неснижаемых квот (не менее 25% от бюджета на ЦЗ) на проведение конкурсов и аукционов по созданию прикладных ИТ-систем, дающих максимальный социально-экономический эффект (например, скрининговые системы, системы для обработки и анализа видеоизображений, ЭКГ и т.д.).
- Создание РЕАЛЬНОЙ конкурентной среды, стимулирующей использование и развитие наиболее эффективных разработок:
- Срочно провести инвентаризацию (аудит) существующих отечественных медицинских информационных систем и ресурсов.
- Разработать и утвердить системы конкретных и проверяемых требований к основным классам МИС (МИС медорганизаций, лабораторные информационные системы, PACS, фармацевтические информационные системы и др.).
- Создать общедоступный постоянно актуализируемый информационный ресурс с реестрами успешных и потенциально тиражируемых решений (good practice), где можно было бы ознакомиться со сравнительными характеристиками наиболее распространенных МИС, с информацией, где они установлены, отзывами (как позитивными, так и негативными) о их работе.
- Разработать и внедрить экономические и организационные механизмы, стимулирующие тиражирование (внедрение) апробированных, хорошо зарекомендовавших себя ИТ-решений и технологий их оптимального применения, как на региональном уровне, так и на уровне медицинских организаций.
- Создать на базе наиболее «продвинутых» медицинских организаций центры медицинских информационных технологий – полигоны для обкатки новых ИТ-решений, оценки эффективности их использования, сравнения качества однотипных систем, технологий комплексного использования и интеграции различных МИС.
Михаил Эльянов, к.т.н
Президент АРМИТ
Руководитель рабочей группы Экспертного совета
Минздрава России по использованию ИКТ в системе
здравоохранения
https://armit.ru